Зеленая жемчужина
Мы побывали в Борском районе и расскажем, почему его называют «зеленой жемчужиной Поволжья», и как получилось, что местных
школьников не ругают за смартфоны на уроках.
Храм в честь иконы Божией Матери "Всецарица"
Борский бор
Это главная и самая известная борская достопримечательность. Местные считают национальный парк «Бузулукский бор» зеленой жемчужиной Поволжья. Свое имя он получил по названию находящегося недалеко города Бузулука Оренбургской области. Но при этом Самарская область имеет полное право называть бор своим.

Что и делают многие жители Борского района. И не просто считают, а предлагают использовать это преимущество для «прокачки» района. Например, общественный деятель Ольга Ларенкова настаивает на том, что здесь необходимо развивать туристическую инфраструктуру. Ольга участвовала в конкурсе «Агентства стратегических инициатив». Для него она подготовила проект экопарка «Борская крепость».

- Моя цель - создать туристически привлекательный объект, который бы стал начальной точкой маршрута по Бузулукскому бору со стороны Самарской области. Потому что в соседней Оренбургской такой маршрут есть, а у нас нет. Ну и в дальнейшем их можно было бы объединить. Это не только привлечет туристов в наш район, но и даст дополнительные рабочие места, - объяснила Ларенкова.

По ее задумке на озере Потапово в Бузулукском бору должна появиться лодочная станция для туристов. Также она предлагает построить крепость по типу Белогорской, которую описывал Александр Пушкин в «Капитанской дочке». Ведь «наше все» поместил действие своей повести примерно в эти места. Министерство культуры Самарской области прорабатывает возможные варианты развития этого направления.
Я родом из Борского. Училась в Самарском государственном университете путей сообщения. После этого пожила какое-то время в Москве, но вернулась в Борское. Наверное, потому, что я такой человек, который хочет быть поближе к семье. Желание уехать есть только потому, что в Самаре больше перспектив для собственного карьерного роста и будущего карьерного роста детей. Но для меня это пока не так актуально. Все возможности для самореализации я нахожу и здесь. Из позитивных изменений последних лет - конечно, благоустройство райцентра. Отремонтировали, например, здание районного Дома культуры.
Но хотелось бы, чтобы в порядок приводили и отдаленные от центра уголки. Ну и не хватает нашему району, как мне кажется, развития туристического направления, его продвижения. Мы же живем почти в Бузулукском бору. Это очень красивое и привлекательное место.
Ольга Ларенкова
общественный деятель
Школа XXI века
О том, что Бузулукский бор - это местное богатство, которое нужно сохранить и к которому нужно относиться бережно, в районе знают даже дети. В том числе благодаря тому, что им рассказывают об этом с ученической скамьи.

В школе №1 даже есть собственный музей природы. Экспонаты в него регулярно поступают от детей, их родителей, учителей. Поэтому экспозиция периодически меняется.

На эту школу стоит обратить внимание не только из-за музея. В 2008 году ее признали лучшей в России, благодаря чему образовательное учреждение получило федеральный грант. В 2012-м школу признали лучшей в Самарской области. В последние годы она принимает участие в конкурсе оформления образовательных организаций. В нем школа побеждала уже трижды, за что получала гранты. В 2020 году по результатам рейтингования она получила сертификат лучшей школы Самарской области.

Естественно, такому статусу должны соответствовать внешний вид и наполнение. И с этим все в порядке. Отремонтировать здание школы обещали еще в середине нулевых. Но до дела дошло сравнительно недавно: капитальный ремонт провели в 2017 году. Привели в порядок коридоры, полностью заменили систему отопления, перекрыли крышу, обновили и утеплили фасад.
После этого в школу начал поставлять современное оборудование. В 2018 году в актовом зале появилась интерактивная мультимедийная трибуна, с которой можно управлять звуковым и видеооборудованием последнего поколения. Для концертов и репетиций хора, в котором более 200 участников, закупили пианино, а для школьной музыкальной группы - ударную установку.

Тогда же, в 2018-м, за счет муниципалитета отремонтировали кабинеты биологии, географии и музыки. «Косметикой» не ограничились и установили в них новое оборудование. В лаборантской кабинета биологии, например, можно воспользоваться новыми микроскопами. Учитель географии вместе со школьниками имеет возможность отслеживать изменения погоды с помощью метеостанции. В отремонтированных классах - удобная система хранения наглядного материала. Это подвесная конструкция, закрепленная вдоль длинной стены, на которой, как шторки, висят разные информационные плакаты. Учителю не приходится каждый раз доставать их откуда-то из ящика. При объяснении новой темы он просто выдвигает нужный информационный материал, и его видят все ученики.

В школе учатся около 800 ребят со всего Борского района. И особенно рады они были, когда в классах стала появляться новая техника, закупленная по проекту «Цифровая образовательная среда». Во-первых, это современные детские ноутбуки. Здесь есть и клавиатура, и сенсорный экран, который можно разворачивать на 360 градусов. Возможность работать на нем как на планшете ребят привлекает больше всего.

Главная новация, которую оценили и учителя, и их подопечные, - многофункциональная интерактивная панель. Она, по сути, заменила привычную всем школьную доску. И не просто заменила, а в разы расширила возможности учителей. Панель используют как компьютер, как смартфон. Управлять происходящим на ней можно прямо с телефона. В качестве примера для других учитель может выводить на экран фотографию правильно оформленных и решенных кем-то из ребят задач. Для того, чтобы писать на доске, больше не нужен мел. Цифры и буквы школьники просто могут выводить на ней пальцами. Кроме того, учитель может менять фон электронной доски, ставить линейную разметку на уроках русского языка и клеточную во время занятий по математике.
Но самые восторженные отзывы у всех участников учебного процесса вызвала возможность подключения к панели смартфонов. Так проводят интерактивные уроки. Например, ученики в своих телефонах решают тесты. Преподаватель просто сбрасывает в общий чат ссылку на заранее подготовленное задание. Результаты через несколько минут выводятся на экран, и ребенок сразу получает оценку. А еще система может сама выбирать, кто будет отвечать. Таким образом исключается «фактор любимчика», который каждый урок хватает пятерки.

Как отмечают учителя, интерактивность добавила жизни учебному процессу. Это наглядно, актуально и быстро. Как раз в режиме жизни нового цифрового поколения. Ведь дети буквально живут в мобильных устройствах и знают, как ими пользоваться, порой даже лучше взрослых. Учиться так им гораздо удобнее и интереснее.

Интерактивность позволила разнообразить не только уроки математики, но и занятия по литературе. Как пример - работа по группам. Класс разделили на четыре команды. Первая готовила в гугл-документах доклад о жизни поэта Сергея Есенина. Вторая - создавала на основе этого презентацию, третья - «приземлила» всю информацию на гугл-карты. А четвертая подготовила тест для проверки пройденного материала. И все это делали семиклассники самостоятельно.
В школе я работаю третий год. Пошла по стопам своей бабушки. Высшее образование получила в Самарском социально-педагогическом государственном университете. В городе оставаться не захотела. Зачем, если меня и здесь все устраивает? В Борском благоустраивают окружающую среду. Например, появился Аксаковский сквер. Делают детские площадки, что тоже радует. Есть спортивно-развлекательный комплекс.
Не хватает только бассейна и крытого Ледового дворца, ведь хоккей у нас хорошо
развивается. Дети зимой занимаются на улице, и это нормально. А вот летом на тренировки им приходится ездить в Отрадный. Ну и было бы совсем здорово, если бы у нас открыли кинотеатр.
Алена Мичкаева
учитель русского языка и литературы
Все материалы проекта